It-weekly проанализировали развитие российской 3D индустрии. Материал основан на опросе главных игроков нашего рынка, в числе которых генеральный директор Цветного мира Александр Корнвейц. Он поделился своими прогнозами и мнением о динамике роста, тенденциях, сферах применения, перспективах российского рынка и о мифах о 3D печати.
Allied Market Research оценили глобальный рынок 3D печати к 2020-му году в 8,6 миллиардов долларов (это при общем темпе роста инвестиций 21% в среднем за год в период 2015-2020 гг.). И это не удивительно, аудитория проявляет неподдельный интерес к аддитивным технологиям. Отрасли применения 3D принтеров и 3D сканеров весьма обширны: военная отрасль, медицина, строительство, автомобилестроение, образование, развлекательная индустрия, производство изделий для бытового использования и это еще не весь список.
3D оборудованием в последние годы активно заинтересовались госструктуры. Реальные успехи использования трехмерной печати в медицине восхищают и больше напоминают фантастику – на 3D принтерах создают мышцы, кости, хрящики, которые успешно пересаживались крысам. Многие компании (от крупных корпораций до небольших ИП) из разных сфер давно уже применяют аддитивные технологии в своем производстве. Потребительский интерес к аддитивным технологиям также возрос, в первую очередь благодаря появлению в продаже доступного по цене оборудования. Хотя говорить о массовой популяризации трёхмерной печати очень рано.
Мнения опрошенных участников российского рынка по поводу тенденций развития трёхмерной печати в основном схожи. Темп роста снизился, если сравнивать с тем, что было несколько лет назад. Тогда 3D оборудование только завоевывало рынок, производители постоянно удивляли потребителей новыми технологиями, и все было интересно и необычно. Сейчас тоже выпускаются новые модели, материалы, разработки, но ничего революционного, кардинально нового пока нет.
Среди основных трендов, определяющих дальнейший путь 3D рынка, можно выделить: создание новых современных материалов для печати, 3D печать металлами, интегрирование аддитивных технологий в производства.
Александр Корнвейц считает, что в 2018 пока не произошло особо значимых событий в сфере 3D технологий. Но следует отметить несколько важных новинок. Raise3D презентовали новую серию профессиональных принтеров Pro2, они выделяются применением некоторых технических достижений последних лет. Таких как: двойной экструдер с электронным приводом подъема и невероятно быстрым переключением между экструдерами; система возобновления печати; датчик окончания пластика (если пластик закончился, принтер не печатает вхолостую); встроенная камера; сенсорный дисплей 7”.
Также Александр выделил появление на отечественном рынке 3D принтеров промышленного назначения Prismlab, печатающих фотополимерами. Они работают по собственной запатентованной технологии MFP, благодаря которой можно без потери качества изготавливать крупноформатные модели в 10 раз быстрее, если сравнивать с классическими SLA принтерами.
Самые основные проблемы:
Александр видит решение данной проблемы в организации 3D ферм, которые представляют собой сеть из нескольких 3D принтеров, с одним центром управления и изготавливающих монотипные изделия. Кстати, есть успешные примеры подобных печатающих ферм. Потребительский рынок трёхмерной печати развивается достаточно быстро, стимулировать его нет необходимости: «Кто хочет купить 3D принтер для домашнего использования (в качестве игрушки, для обучения или развлечения, печати простых моделей), могут позволить себе 3D принтер от 10 до 50 тыс. руб. За такие деньги можно приобрести устройства с набором функций и адекватным качеством печати»
Бытует мнение, что рост популярности и внедрение 3D печати во многие процессы чревата плохими последствиями. Один из самых распространенных приводимых примеров опасного применения трёхмерного принтера – печать оружия. Еще пять лет назад американец Коди Вилсон выложил на всеобщее обозрение свою разработку - чертеж пистолета. Практически все части оружия были распечатаны на 3D принтере. Правительство США забило тревогу и добилось удаления данных чертежей из сети. Но с тех пор с определенной периодичностью возникали сообщения о печати на 3D принтере пистолета полуавтомата и даже ружья. Да, пистолеты и ружья, полностью напечатанные на принтере, можно назвать одноразовыми, после нескольких выстрелов они становятся непригодными для использования, но все же они остаются опасными. Вопрос в том, насколько эта ситуация серьёзна для нашего общества?
Эксперты уверены, что это по большей части надуманная проблема. Александр Корнвейц привел верный аргумент – создание оружия возможно и без трёхмерной печати. Например, с помощью обычных фрезерных или ЧПУ станков. Сейчас 3D сообщество усиленно пытается опровергнуть миф, что трёхмерный принтер позволяет нарушителям и агрессорам больший потенциал, чем оборудование и технологии, которые привычны для нас и существуют уже несколько десятков лет.
В наши дни на 3D принтерах печатают дома, еду по особым рецептам, импланты, различные протезы и многое другое. Что же можно выделить среди самых перспективных целей применения 3D печати? Александр Корнвейц выделяет биопринтинг, как одно из самых важных и интересных направлений использования аддитивных технологий. Можно будет распечатать любые человеческие органы, к примеру почки или даже печень.
А также перспективна печать глазных линз с кастомизацией под каждого пациента.
Разберемся, какие еще сферы может существенно оптимизировать внедрение 3D печати в ближайшее время.
Во-первых, интеграция строительных принтеров должна приобрести массовый характер, что несёт в себе большое количество преимуществ: снижение себестоимости, сокращение сроков сдачи строительных объектов в эксплуатацию, возможность создания индивидуальных проектов для большего числа заказчиков.
Во-вторых, применение 3D принтеров в аэрокосмической отрасли, в которой ставка делается, в первую очередь, на печать металлами. А. Корнвейц упомянул компанию SpaceX, которая уже сейчас печатает некоторые части ракетных двигателей.
Разумеется, 3D технологии не обошли стороной и госсектор. В компании Цветной мир зафиксировали значительное повышение спроса на 3D оборудование со стороны университетов, технических колледжей, ЦМИТов, кванториумов, даже простых школ и пр.
В начале этого года Росатомом была создана «Русатом-Аддитивные Технологии». Цель создания данной компании – производство 3D принтеров промышленного назначения и комплектующих к ним. Они планируют захватить долю рынка размером в полтора процента и к 2025-му году получить доход до 50 миллиардов руб. Реальность достижения этих целей пока трудно оценить, также сложно понять развитие и перспективы других российских производителей 3D оборудования, какое реальное место они могут занять на мировом рынке.
По мнению Александра, в сегменте настольных 3Д принтеров в рамках общемирового рынка у отечественных производств перспектив пока нет, причины следующие:
«Многие компании в России, начинавшие производить 3D принтеры 3-4 года назад, сейчас уже свернули производство и закрылись. Им просто не удалось достичь ощутимых результатов даже на отечественном рынке»,– говорит Александр Корнвейц.
Ваш запрос успешно отправлен.
Как только он будет обработан, менеджеры нашей компании свяжутся с вами.