Аддитивные технологии являются одними из самых перспективных современных трендов в образовании, причем это касается не только технических ВУЗов. Моделирование и 3D-печать позволяют визуализировать образовательный процесс, сделать его более интересным и занимательным, а также дают возможность ученикам и студентам освоить дисциплину, которая, возможно, в дальнейшем поможет определиться с будущей профессией. Зачастую за таким образовательным проектом стоит преподаватель-энтузиаст, который не просто дает базовые знания, а, в первую очередь, вовлекает учеников в процесс, делает обучение увлекательным и полезным, учит проявлять инициативу и дает возможность оценить воочию пользу от результата, полученного на занятиях.
Нам посчастливилось познакомиться с прекрасным преподавателем Залешиной Ульяной Михайловной, которая является создателем и куратором проекта "3D-печать в искусстве" в Тобольском многопрофильном техникуме. Ульяна рассказала, какую роль играет 3D-принтер в образовательном процессе, какую пользу приносят напечатанные модели в искусстве, каким образом построены занятия и поделилась результатами своих работ.Расскажите о Вашей работе и проекте "3D-печать в искусстве"? Как возникла идея его создать?
В 2012 году я окончила педагогический ВУЗ в г. Тобольске и устроилась на работу преподавателем информатики в Тобольский колледж искусств и культуры имени А.А. Алябьева (после объединения Отделение искусств и культуры им. А.А. Алябьева ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум»).
С самого начала своей рабочей деятельности я старалась подбирать для своих студентов задания, максимально связанные с их будущими профессиями. Идея по созданию проекта «3D-печать в искусстве» возникла в 2021 году в тот момент, когда по счастливому стечению обстоятельств ко мне в руки попал замечательный 3D-принтер от Raise3D.
Самое интересное, что на своих парах до этого я частенько рассказывала о 3D-принтере, и мы шутили, что если бы у нас в отделении он был, то мы смогли бы печатать музыкальные инструменты, а студенты мечтали о напечатанной еде. В прошлом году я очень мало знала о моделировании, возникали затруднения даже с тем, чтобы сделать банальный брелок с надписью. Сам принтер вызывал ужас, приходилось во всём разбираться самой.Немного освоившись, решила попробовать распечатать габаритную модель, но не хотелось делать что-то бесполезное. Поговорив с преподавателями по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», выяснилось, что им не хватает гипсовых рук/ног/черепов для занятий. Таким образом, я решилась на печать больших моделей. Преподаватели оценили пластиковые варианты: они легкие и просты в транспортировке в отличие от гипсовых.

Далее идеи стали цепляться одна за другую, студенты и преподаватели подсказывали мне варианты применения 3D-печати. Увидев такой интерес и огромный поток идей, я и решилась на организацию проекта . Направления, в которых на данный момент применяется 3D-печать:
- Организация занятий по живописи и рисунку;
- Изготовление штампов для глины;
- Изготовление декоративных элементов для оформления студенческих зон отдыха;
- Изготовление реквизита для организации квестов/показов и т.д.;
- Изготовление декоративных украшений для студенческих коллекций одежды;
- Изготовление музыкальных инструментов.
Вы сами создаете модели для печати?
Всё зависит от поставленных задач. Большинство моделей есть в свободном доступе, и мы этим с удовольствием пользуемся. Что-то создаём самостоятельно в Tinkercad или Blender. Открыв для себя изображения с эффектом литофании, обнаружили, что их вполне можно применять в качестве штампов для глины. Это позволяет использовать как готовые изображения, так и авторскую графику.



Легко ли было освоить технологию 3D-печати? Какие возникли трудности?
Мне повезло с принтером - базовые настройки Raise3D Pro2 Plus освоила достаточно быстро. Но, не смотря на это, классические проблемы всё же возникали: прекращение подачи нити из-за перехлёста в катушке, модель то не прилипала к столу, то невозможно было её отклеить, забившееся пластиком сопло и т.д. Я думаю, что каждый 3D-печатник про них знает. На моё счастье, на разных сайтах давно уже прописаны алгоритмы решения каждой проблемы. Самым пугающим для меня пока что остаётся время печати габаритных моделей. За 30-40 часов работы принтера может произойти всё что угодно.

Расскажите про самые интересные работы и задачи.
Не могу сказать, что какое-то из выбранных направлений интереснее другого. Интересно изготавливать штампы для детских мастер-классов. Совсем недавно к нам в отделение приходили школьники и для них разрабатывались штампы с персонажами мультфильмов. Каждый из них получил в подарок брелок или магнит с любимым персонажем, изготовленный своими руками. Интересно было работать над оформлением студенческой зоны отдыха «Арт-кафе».

В рамках дисциплины «Информационное обеспечение профессиональной деятельности» мы вместе со студентами 3 курса специальности «Дизайн» разрабатывали 3D-визуализацию проекта, подбирали модели, создавали изображения с эффектом литофании и в дальнейшем распечатывали.
Ребята подготовили 3D-модели декоративных светильников, но они пока что не распечатаны (слайсер показывает пугающие 40 часов).
В прошлом месяце возникла идея проверить звучание музыкальных инструментов. Варганы, конечно, уступают по звонкости металлическим, а вот напечатанная флейта (пимак) удивила: звук оказался ниже, чем ожидали. Флейту печатала по частям, чтобы уложиться в рамки рабочего дня. Затем части соединили изолентой.


Сколько времени уходит на каждый этап (разработка модели, подготовка файла, печать)?
Всё зависит от идеи, которую мы реализуем. Сами модели мы стараемся создать за 1-2 пары, неделя уходит на печать.
Какие виды пластиков Вы используете?
В основном мы используем PLA. Недавно протестировали Bflex в качестве материала для изготовления гибких штампов, чтобы использовать их для оттиска на глиняных кружках.
Какие Вы видите преимущества технологии 3D-печати перед традиционными способами?
Наличие принтера определённо экономит время и деньги, особенно если учесть, что на просторах интернета огромное количество бесплатных 3D-моделей, которые могут пригодиться в творческом учебном заведении. Помимо этого, 3D-печать открывает больше возможностей для творчества: можно сделать авторские магниты, значки, украшения, вазы, светильники, реквизит для спектакля и т.д.
