Аддитивные технологии являются одними из самых перспективных современных трендов в образовании, причем это касается не только технических ВУЗов. Моделирование и 3D-печать позволяют визуализировать образовательный процесс, сделать его более интересным и занимательным, а также дают возможность ученикам и студентам освоить дисциплину, которая, возможно, в дальнейшем поможет определиться с будущей профессией. Зачастую за таким образовательным проектом стоит преподаватель-энтузиаст, который не просто дает базовые знания, а, в первую очередь, вовлекает учеников в процесс, делает обучение увлекательным и полезным, учит проявлять инициативу и дает возможность оценить воочию пользу от результата, полученного на занятиях.
Нам посчастливилось познакомиться с прекрасным преподавателем Залешиной Ульяной Михайловной, которая является создателем и куратором проекта "3D-печать в искусстве" в Тобольском многопрофильном техникуме. Ульяна рассказала, какую роль играет 3D-принтер в образовательном процессе, какую пользу приносят напечатанные модели в искусстве, каким образом построены занятия и поделилась результатами своих работ.Расскажите о Вашей работе и проекте "3D-печать в искусстве"? Как возникла идея его создать?
В 2012 году я окончила педагогический ВУЗ в г. Тобольске и устроилась на работу преподавателем информатики в Тобольский колледж искусств и культуры имени А.А. Алябьева (после объединения Отделение искусств и культуры им. А.А. Алябьева ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум»).
С самого начала своей рабочей деятельности я старалась подбирать для своих студентов задания, максимально связанные с их будущими профессиями. Идея по созданию проекта «3D-печать в искусстве» возникла в 2021 году в тот момент, когда по счастливому стечению обстоятельств ко мне в руки попал замечательный 3D-принтер от Raise3D.
Самое интересное, что на своих парах до этого я частенько рассказывала о 3D-принтере, и мы шутили, что если бы у нас в отделении он был, то мы смогли бы печатать музыкальные инструменты, а студенты мечтали о напечатанной еде. В прошлом году я очень мало знала о моделировании, возникали затруднения даже с тем, чтобы сделать банальный брелок с надписью. Сам принтер вызывал ужас, приходилось во всём разбираться самой.Немного освоившись, решила попробовать распечатать габаритную модель, но не хотелось делать что-то бесполезное. Поговорив с преподавателями по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», выяснилось, что им не хватает гипсовых рук/ног/черепов для занятий. Таким образом, я решилась на печать больших моделей. Преподаватели оценили пластиковые варианты: они легкие и просты в транспортировке в отличие от гипсовых.
![3D-печать в искусстве_8.jpg 3D-печать в искусстве_8.jpg](/upload/medialibrary/d4a/y9tcz8hw8jhlpdbrv93v4znmfwdq3riu/3D_pechat-v-iskusstve_8.jpg)
Далее идеи стали цепляться одна за другую, студенты и преподаватели подсказывали мне варианты применения 3D-печати. Увидев такой интерес и огромный поток идей, я и решилась на организацию проекта . Направления, в которых на данный момент применяется 3D-печать:
- Организация занятий по живописи и рисунку;
- Изготовление штампов для глины;
- Изготовление декоративных элементов для оформления студенческих зон отдыха;
- Изготовление реквизита для организации квестов/показов и т.д.;
- Изготовление декоративных украшений для студенческих коллекций одежды;
- Изготовление музыкальных инструментов.
Вы сами создаете модели для печати?
Всё зависит от поставленных задач. Большинство моделей есть в свободном доступе, и мы этим с удовольствием пользуемся. Что-то создаём самостоятельно в Tinkercad или Blender. Открыв для себя изображения с эффектом литофании, обнаружили, что их вполне можно применять в качестве штампов для глины. Это позволяет использовать как готовые изображения, так и авторскую графику.
![3D-печать в искусстве_9.jpg 3D-печать в искусстве_9.jpg](/upload/medialibrary/ee5/22kkkgs9nbtxeejmp1unrbvd8wxdf1p5/3D_pechat-v-iskusstve_9.jpg)
![3D-печать в искусстве_10.jpg 3D-печать в искусстве_10.jpg](/upload/medialibrary/726/gyamn7dwmobtaia60r8zkg822799c924/3D_pechat-v-iskusstve_10.jpg)
![3D-печать в искусстве_11.jpg 3D-печать в искусстве_11.jpg](/upload/medialibrary/2ed/29o3xaafy9bwjpquemt6cjiwrgqakvl3/3D_pechat-v-iskusstve_11.jpg)
Легко ли было освоить технологию 3D-печати? Какие возникли трудности?
Мне повезло с принтером - базовые настройки Raise3D Pro2 Plus освоила достаточно быстро. Но, не смотря на это, классические проблемы всё же возникали: прекращение подачи нити из-за перехлёста в катушке, модель то не прилипала к столу, то невозможно было её отклеить, забившееся пластиком сопло и т.д. Я думаю, что каждый 3D-печатник про них знает. На моё счастье, на разных сайтах давно уже прописаны алгоритмы решения каждой проблемы. Самым пугающим для меня пока что остаётся время печати габаритных моделей. За 30-40 часов работы принтера может произойти всё что угодно.
![3D-печать в искусстве_12.jpg 3D-печать в искусстве_12.jpg](/upload/medialibrary/a2a/832p78tiljzl979huet3115ozxtkdroa/3D_pechat-v-iskusstve_12.jpg)
Расскажите про самые интересные работы и задачи.
Не могу сказать, что какое-то из выбранных направлений интереснее другого. Интересно изготавливать штампы для детских мастер-классов. Совсем недавно к нам в отделение приходили школьники и для них разрабатывались штампы с персонажами мультфильмов. Каждый из них получил в подарок брелок или магнит с любимым персонажем, изготовленный своими руками. Интересно было работать над оформлением студенческой зоны отдыха «Арт-кафе».
![3D-печать в искусстве_13.jpg 3D-печать в искусстве_13.jpg](/upload/medialibrary/7b3/me590bsvso91sah8ep2nxlbz2bvo2lu9/3D_pechat-v-iskusstve_13.jpg)
В рамках дисциплины «Информационное обеспечение профессиональной деятельности» мы вместе со студентами 3 курса специальности «Дизайн» разрабатывали 3D-визуализацию проекта, подбирали модели, создавали изображения с эффектом литофании и в дальнейшем распечатывали.
Ребята подготовили 3D-модели декоративных светильников, но они пока что не распечатаны (слайсер показывает пугающие 40 часов).
В прошлом месяце возникла идея проверить звучание музыкальных инструментов. Варганы, конечно, уступают по звонкости металлическим, а вот напечатанная флейта (пимак) удивила: звук оказался ниже, чем ожидали. Флейту печатала по частям, чтобы уложиться в рамки рабочего дня. Затем части соединили изолентой.
![3D-печать в искусстве_14.jpg 3D-печать в искусстве_14.jpg](/upload/medialibrary/1be/q4eczakqjhoopdrbs0vonedw98pgfuh2/3D_pechat-v-iskusstve_14.jpg)
![3D-печать в искусстве_15.jpg 3D-печать в искусстве_15.jpg](/upload/medialibrary/773/6t5qksbupz22ync8hjikqsjjnkdrrzxe/3D_pechat-v-iskusstve_15.jpg)
Сколько времени уходит на каждый этап (разработка модели, подготовка файла, печать)?
Всё зависит от идеи, которую мы реализуем. Сами модели мы стараемся создать за 1-2 пары, неделя уходит на печать.
Какие виды пластиков Вы используете?
В основном мы используем PLA. Недавно протестировали Bflex в качестве материала для изготовления гибких штампов, чтобы использовать их для оттиска на глиняных кружках.![3D-печать в искусстве_16.jpg 3D-печать в искусстве_16.jpg](/upload/medialibrary/d7a/wkv8zuk7goz8xdrqvljip88wdr6o1xt0/3D_pechat-v-iskusstve_16.jpg)
Какие Вы видите преимущества технологии 3D-печати перед традиционными способами?
Наличие принтера определённо экономит время и деньги, особенно если учесть, что на просторах интернета огромное количество бесплатных 3D-моделей, которые могут пригодиться в творческом учебном заведении. Помимо этого, 3D-печать открывает больше возможностей для творчества: можно сделать авторские магниты, значки, украшения, вазы, светильники, реквизит для спектакля и т.д.
![3D-печать в искусстве_17.jpg 3D-печать в искусстве_17.jpg](/upload/medialibrary/a94/jlspmezm14v7tzcat0koovr6ohedx8zw/3D_pechat-v-iskusstve_17.jpg)