Мастерская музейного проектирования «Кивеста» уже более 10 лет занимается созданием выставочных конструкций, мультимедиа комплексов, арт-пространств, декоративных и бутафорских объектов любой сложности.
Мастерская занимается полным циклом проектирования от создания музеев с нуля до организации торжественного открытия нового музея или выставки. В “Кивесте” работает большая команда: это дизайнеры, художники, технические специалисты, историки, специалисты по работе с контентом и мультимедиа. Почти год назад в структуре компании появился отдел 3D-моделирования. Он занимается 3D моделированием и печатью.
Как раз об использовании 3D технологий в сфере музейного проектирования мы поговорили с генеральным директором мастерской “Кивеста” Иваном Тихоновым.
«Мечта развивать направление 3D моделирования и 3D печати родилась достаточно давно,- рассказывает Иван, - Скоро будем отмечать год, как мы погрузились в мир 3D технологий вместе с компанией «Цветной мир». Сейчас мы можем сами изготавливать объекты любой сложности. Острая потребность в трехмерном моделировании и покупке 3Д оборудования почувствовалась в процессе создания экспозиции для “Музея военной формы”. Макеты оружия, которые нам необходимо было воспроизвести, относились к современному вооружению и поэтому схемы, механизмы были засекречены. Пришлось самим моделить их по фотографиям. Для этого обратились к разным подрядчикам, которые на фрезерных станках делали нам макеты. Мы посчитали экономику проекта и поняли, что иметь собственное производство гораздо удобнее и дешевле».
3Д-печать памятников советским воинам
Первым реализованным проектом, где мастерской очень пригодилась 3D-печать, стала экспозиция в парке “Патриот”. К юбилею Победы там была создана масштабная экспозиция «Дорога памяти». Для зала, посвященного освобождению Европы советскими войсками, на 3Д принтере было напечатано 10 памятников героев-освободителей.
По фотографиям памятников были созданы модели для печати. Работа пришлась на самый разгар карантина, и ни о каком сканировании монументов в других странах речи не шло. Сроки работ были очень сжаты: с момента первого обсуждения с клиентом до открытия выставки прошло всего 5 недель. За это время были сделаны модели, подготовлены к печати, напечатаны и обработаны. Пост-обработка сделала из пластика настоящие уменьшенные копии, передав фактуру и цвет материала.
Парк 3D-принтеров
Первыми 3D-принтерами, купленными мастерской «Кивеста», стали профессиональные модели Raise3D Pro 2 и Pro2 Plus. В команду наняли сотрудника для моделирования и 3Д-печати, который быстро во всем разобрался. Как говорит Иван, в 3D печати действительно есть свои нюансы и технически подкованному специалисту будет проще понять процесс, но при желании любой человек с помощью инструкции может быстро овладеть мастерством 3D-печати.
С освоением и внедрением технологии поняли, что арсенал необходимо дополнить принтерами среднего размера, и приобрели 8 моделей FlashForge Guider II. Все принтеры очень надежные, качественные, хорошо и быстро печатают. Также есть один фотополимерный принтер Phrozen Sonic Mini 4K для печати мелких деталей и макетов. Как оказалось, без них тоже не обойтись, так как они не «полосят» и выдают идеально гладкую поверхность, по итогу получается уже готовое изделие, не требующее дополнительной обработки. Особенно это важно для макетов с мелкой детализацией. Как раз, когда делали памятники советским воинам, фотополимерного принтера еще не было, и всю мелочевку приходилось делать руками.
Жизнь до 3D печати
До покупки 3D принтеров для выполнения аналогичных задач «Кивеста» размещали заказы на печать в других компаниях, а также использовали ЧПУ-станки у партнеров, но это было очень долго, дорого и неудобно. Значительно проще самим печатать необходимые изделия.
«В музеях часто требуются реплики экспонатов или увеличенные копии для экспозиции. Например, увеличить медаль, средневековую монету или сделать арт-объект, связанный с оружием. Теперь все это делается в закрытом цикле. Мы не зависим от других исполнителей и можем экспериментировать».
К примеру, больше нет необходимости каждый раз обращаться к скульпторам для создания декоративных барельефов, их можно просто напечатать.
Также неотъемлемую часть работы, выполняемую на 3D принтерах, составляет прототипирование. В Музее военной формы при создании экспозиции Детского музея печаталось очень много экспонатов в нужном масштабе: предметы интерьера, подводные лодки, самолеты, военная техника. Помимо этого объемная печать дает возможность “Кивесте” создавать механизмы. Для детского музея на принтерах печатались планетарные редукторы и детали механических передач, которые затем размещались в интерактивные модули. Это дало полную свободу действий инженерам, которые могли подобрать лучшее решение и быстро собирать механизмы в любой размер без размещения заказов на сторонних производствах.
Комплексная работа: 3D печать и ручной труд
Конечно, 3D-печать никогда не заменит труд художников, бутафоров и скульпторов в музейной застройке. Она наоборот может расширить их инструментарий и добиться более предсказуемого результата. Грамотная комбинация современных технологий и работы руками творческих специалистов поможет выйти на новый уровень, как самого рабочего процесса, так и результатов.
Как, например, при создании макета операции советских десантных войск в Заполярье. Стояла задача наглядно показать боевые действия, чтобы это был не просто видеоролик, а интересная объемная инсталляция. На жидкокристаллическом экране разместили напечатанный и зафактуренный природный рельеф с динамической подсветкой. Сценарий ее работы был прост - напечатанные на принтерах ДОТы сперва были синими - фашисткими, а после захвата их советскими десантниками становились красными. ЖК-экран транслировал анимацию с плывущими по морю кораблями и титры. В результате появилась уникальная мультимедийная инсталляция, реализация которой потребовала довольно скромного бюджета.
«В парке «Патриот» мы строили природные декорации, среди которых было 5-метровое дерево с диаметром 70 см. Мы могли бы напечатать кору на 3Д принтере, но это было бы нерентабельно по затраченному времени и материалам. В данном случае оказалось проще снять маску с коры и перенести на раствор по определенной технологии. Бутафория будет жить всегда, в каких-то случаях это проще, быстрее и дешевле. А 3D печать - это совершенно другой уровень подхода к реализации проектов, дающий свободу и новые возможности».
На данный момент многое зависит от заказчиков. В силу консервативности, пока превалирующей в музейной сфере, не все понимают преимущества использования 3D-технологий, что с их помощью можно сделать экспозицию гораздо эффектнее. Особенно это важно для музеев с небольшой коллекцией. Им гораздо сложнее привлечь внимание посетителей, а их задача такая же, как и у “больших” музеев: как можно креативнее и интереснее преподнести ту или иную выставку или экспозицию.
3D планы на будущее
«Кивеста» не собирается останавливаться на достигнутом и планирует дальше развивать и внедрять современные 3Д технологии. Также в ближайших планах стоит приобретение 3D сканеров, что поможет уменьшить время создания 3D-модели с последующей печатью.
«У нас очень много идей и нестандартных решений, но все зависит от задачи и от музея. Сейчас назревает большой проект в Фанагории в парке «Сириус», где мы будем делать серьезную археологическую экспозицию. По сути, коллекция небольшая, но нужно преподать это ярко и эффектно. Там 3D-печать будет использоваться в полном объеме для масштабирования археологических экспонатов и пр.»