Технологии многоцветной 3D-печати, к сожалению, пока недоступны для домашнего использования. Для инженерных моделей однотонность - это не проблема, а вот художественные изделия могут смотреться блекло без покраски. Конечно, можно разделить модель на множество частей и напечатать каждую своим цветом, но это долго и муторно, гораздо проще её раскрасить.
Подготовка поверхности
Не всегда свеженапечатанное изделие из 3D-принтера подойдет для покраски. Иногда стоит потратить немного времени на доработку поверхности, потому что краска может подчеркнуть некоторые несовершенства модели, которые были незаметны на однотонном пластике.
Окрашивание только подчеркнуло слоистость шлема
3D-печать по технологии FDM
На моделях, изготовленных методом FDM-печати, почти всегда будут видны слои.
На черном глянцевом пластике дефекты печати и слои гораздо заметнее
Для инженерных моделей эта особенность не имеет значения, но для художественных изделий в приоритете идеально гладкая поверхность. Избавится от слоев может помочь постобработка.
Есть несколько способов, чтобы сделать поверхность модели гладкой: обработка пластика растворителем или механическое сглаживание слоев при помощи наждачки и шпатлевки.
Для каждого вида пластика используется свой растворитель. Например, ABS-пластик хорошо сглаживается ацетоном или парами ацетона. После такой обработки модель становится гладкой и приобретает приятный глянец.
Модель из ABS -пластика до и после ацетоновой бани
Но нужно помнить, что в процессе такой обработки мелкие детали модели могут исчезнуть. Для небольших или тонкостенных изделий такой метод не подойдет, так как они скорее всего деформируются и потеряют свою форму.
Обработка растворителем хорошо подойдет для простых изделий на которых нет мелких элементов. Например, для статуэток или ваз.
Ваза из SBS-пластика, обработанная сольвентом
Обработка поверхности наждачной бумагой позволяет более детально проработать модель, не потеряв при этом мелкие детали, но этот метод более затратный по времени.
Слева деталь обработана наждачной бумагой, справа - без обработки
Важно помнить: не все пластики поддаются обработке. Например, некоторые виды PLA при обработке наждачной бумагой "лохматятся" и очень плохо шкурятся. ABS, HIPS, PETG - более податливые и приятные в обработке.
Фотополимерная 3D-печать
Модели, изготовленные на фотополимерном 3D-принтере, почти не требуют постобработки. В основном понадобится только зачистить места соприкосновения изделия с поддержкой или небольшие участки, где могут быть еле заметные слои.
Для сглаживания таких слоев вполне хватит обычной мелкозернистой наждачной бумаги.
Окрашивание
После постобработки можно приступать к покраске напечатанной 3D-модели.
Выбор краски и инструментов
В зависимости от размера изделия и желаемого эффекта, нужно подобрать краску и способ нанесения (кисти или аэрограф).
Для миниатюрных моделей с мелкими элементами хорошо подойдет краска, которую используют моделисты. Обычно это акриловые краски, так как они удобны в использовании и не имеют запаха.
Фирм, производящих такую краску, очень много, но самые популярные это - Citadel, Pacific88, Tamiya, Vallejo и т.д. Эти краски хорошо наносятся и не сглаживают мелкие детали на фигурке.
У многих фирм есть линейка красок, предназначенных специально для аэрографа. Такие краски не подойдут для нанесения кистью, в связи с тем, что они слишком жидкие. Но они станут хорошим подспорьем для новичков, которые хотят начать работать с аэрографом.
Помимо красок существуют различные проливки, пигменты, смывки и другие специальные жидкости, которые помогут без труда сделать окрашиваемую модель более объемной и живой.
Например, проливка, затекая в углубления модели, помогает подчеркнуть даже самые незначительные детали и сделать изделие более объемным.
Слева - миниатюра в белом грунте, справа - с нанесенной после грунта легкой синей проливкой
Специальная краска, имитирующая кровь, поможет реалистично воссоздать кровавые подтеки и брызги на фигурке.
Краска, имитирующая кровь
Такого эффекта можно достичь и без специальных красок, но на это уйдет гораздо больше сил и времени.
Для покраски больших изделий стоит присмотреться к краске в аэрозольном баллончике. По сути подойдет обычный баллончик из автомагазина, если изделие нужно просто перекрасить. Например, аэрозольные краски фирмы KUDO, Luxens (можно легко найти в Леруа) или Montana.
Шлем, окрашенный аэрозольной краской
Среди аэрозольных баллончиков можно найти необычные текстурные краски. Они позволяют без особых усилий имитировать различные поверхности, например, гранит или мрамор. Или с их помощью можно создать необычный эффект кракелюра, который может смотреться более выигрышно, чем однотонная расцветка.
Помимо красок и кистей вам может понадобится палитра для смешивания цветов, малярный скотч и т.д. Набор необходимых инструментов зависит от техники окрашивания и необходимого рисунка. Например, разноцветные полоски гораздо проще разделить тонкими кусочками малярного скотча, нежели прорисовывать их вручную.
Использование вспомогательных инструментов во время работы
В финале покраски можно использовать пигменты. Пигмент - это мелкий цветной порошок, по структуре похожий на пыль. Их можно разводить специальным растворителем, но чаще их используют в сухом виде для создания реалистичных эффектов. К примеру, чтобы придать некоторым элементам фигурки ржавый вид.
Имитация ржавчины при помощи пигментов
Этапы окрашивания
Перед нанесением краски поверхность необходимо подготовить.1. Обезжиривание поверхности модели
Если на модели окажутся небольшие еле заметные жирные пятна, пыль или остатки фотополимера, то покрытие не “прилипнет” или быстро отслоится.
2. Грунтовка модели
Перед нанесением краски поверхность желательно загрунтовать. Грунт выступает своеобразным фундаментом, а также предотвращает растекание краски. Грунт может быть аэрозольным или в баночке для нанесения кистью.
Грунтовка модели аэрозольным грунтом
3. Покраска модели
Казалось бы, можно просто раскрасить фигурку в нужные цвета, но это вряд ли будет смотреться интересно. Существует множество простых техник которые помогут придать фигурке более живой вид.
Например, простая техника нанесения “сухой кистью” поможет реалистично имитировать царапины, потертости или высветлить выступающие части фигурки.
Слева миниатюра в базовом цвете, справа на выступах сделано высветление техникой “сухая кисть”
4. Нанесение лака
Чтобы защитить готовое изделие от внешних воздействий и придать более завершенный вид, рекомендуется покрыть модель лаком. В зависимости от нужного эффекта можно выбрать матовый, глянцевый или цветной лак.
5. Пигменты и эффекты
Завершающим этапом может стать нанесение специальной краски или пигмента для создания различных эффектов.
Специальные краски рекомендуется наносить именно после нанесения лака, так как, к примеру, глянцевая искусственная кровь потеряет реалистичность после нанесения на нее матового лака. Если вы используете сухие пигменты, не забудьте нанести закрепитель пигмента, что бы случайно не размазать его по модели.
Итоги
Окрашивание моделей после 3D-печати - это целый мир, в котором существует множество техник и путей достижения цели. Главное, не бойтесь экспериментировать, ведь это творческий процесс, который будет интересен не только взрослым, но и детям. А знание правильной обработки модели перед покраской и дополнительных инструментов для окрашивания, описанных в данной статье, облегчит вам это увлекательное занятие и убережет от ошибок.