«Тихая революция» в 3D-печати продолжается, но разобраться с происходящим непросто – слишком много у нее областей применения. Понять произошедшее и новые тренды нам поможет энтузиаст данного направления, давно работающий на этом рынке, прекрасно ориентирующийся в трендах, технологиях и рынке – Александр Корнвейц, основатель и генеральный директор компании «Цветной мир».
- Как Вы оцениваете динамику рынка массовых 3D-принтеров «в штуках» по итогам прошлого года?
Александр Корнвейц: Рынок настольных 3D-принтеров в России, как и в мире в 2020 году показал внушительную положительную динамику. По последним опубликованным Context данным за второй квартал прошлого года глобальный рынок вырос на 68% квартал-к-кварталу, но при этом надо отметить, что основным драйвером роста стал Китай, который быстрее других стран вышел из пандемии. За прошлый год в нашей компании объем продаж вырос на 35% в натуральном выражении, что отражает реалии всего российского рынка 3D-принтеров.
- Оказала ли на данный сегмент влияние пандемия?
А.К.: Пандемия оказала исключительно положительное влияние на рынок 3D-печати во всем мире. Два ключевых фактора сыграли здесь свою роль
Во-первых, 3D-печать продемонстрировала свою высокую эффективность в момент разрыва традиционных производственных и логистических цепочек. С помощью 3D-печати удалось оперативно организовать производство элементов, остро необходимых для борьбы с пандемией: защитных щитков, клапанов для аппаратов ИВЛ, назальных палочек и многого другого, при чем для решения этих задач подходят все имеющиеся 3D-принтеры, от самых простых домашних моделей до самых современных промышленных образцов.
Во-вторых, запертые в своих домах по всему миру люди стали активнее предаваться своим хобби: печатать миниатюры, подделки для дома, головоломки, игрушки для детей и т.д. Для многих 3D-печать стала отдушиной в условиях большого количества ограничений, связанных с пандемией.
- Визуализация дизайн-проектов, мелкосерийное производство, создание прототипов, DYI-энтузиасты – появились ли новые крупные ниши пользователей 3D-печати?
А.К.: Прошедший год стал переломным для внедрения 3D-печати в стоматологии. Все и раньше понимали огромный потенциал 3D-печати в этой отрасли, но в 2020 году в одной точке сошлись несколько важных факторов: существенно снизилась стоимость оборудования, выросло его качество и существенно возросла скорость печати. Параллельно с этим появилось масса специализированных расходных материалов, предназначенных для различных стоматологических задач. Стоматология активно переходит «в цифру», это уже сейчас это не тренд на будущее, а стандарт высококвалифицированной медицинской помощи.
- Появились ли прорывные технологии в 3D-принтерах или можно ли под прорывом понимать некие количественные изменения – увеличение разрешения, снижение цены устройства, стоимости печати и т.д.?
А.К.: Есть два фактора, которые не позволяют 3D-печати занять заметную долю рынка производства товаров: недостаточно высокое финишное качество напечатанных моделей и низкая скорость печати. В 2020 году был сделан важный шаг в сторону улучшения этой ситуация, в одной из популярных технологий 3D-печати – фотополимерной. В результате внедрения новых маскирующих LCD-панелей с 4K-разрешением (см. врезку) удалось существенно улучшить качество печати, увеличить ее скорость и срок службы оборудования и это все – при существенном снижении стоимости. Именно это привело к прорыву 3D-печати в стоматологии, о котором я говорил ранее. Подчеркну, что ранее в 3D-принтерах использовали доступные RGB-матрицы, а в прошлом году были созданы специальные моно-матрицы для 3D-печати с другими свойствами поляризации.
- Что происходит в сегменте промышленной 3D-печати? Например, Rolls-Royce собирался печатать лопатки турбин, а новозеландский стартап – легкие ракеты для вывода на орбиту спутников. Чем это кончилось и оправдывает ли промышленная печать надежды, которые на нее возлагали несколько лет назад?Фотополимерная 3D-печать предусматривает послойное нанесение 3D-принтером полимерной смолы, при этом каждый слой «фиксируют» УФ-излучением. Важно, что данная технология не требует в процессе печати нагрева создаваемого изделия, что исключает температурные деформации. В одной из технологий применяет засветку смолы LED-лампой через фильтр, который представляет собой LCD-матрицу. Это позволяет точнее управлять процессом застывания смолы и, в частности, увеличить детализацию печатаемых элементов.
А.К.: У 3D-печати металлами огромное будущее, недаром такие IT-гиганты, как HP и Xerox стремятся на этот рынок, но 2020 год можно считать потерянным для промышленного 3D-оборудования, в отличие от настольного сегмента 3D-печати, рынок промышленных принтеров показал снижение впервые за много лет, это также отмечено в обзоре Context. Прежде всего это связано с сокращением инвестиций компаний в дорогостоящее оборудование на фоне неуверенности в будущем и общей нестабильности. С точки зрения R&D в сегменте промышленной печати металлами прошедший 2020 год также стал малопродуктивным, на рынке не появилось никаких значимых новых или хотя бы обновленных продуктов. Работа разработчиков такого сложного промышленного оборудования требует плотного сотрудничества, а в условиях многочисленных ограничений ее сложно было поддерживать на нужном уровне.
- Сталкивались ли Вы за последний год с кейсами применения 3D-печати, заставляющими по-новому посмотреть на данное направление? Кроме известных примеров с печатью элементов для систем искусственной вентиляции легких.
А.К.: Я не могу назвать этот кейс с клапанами для ИВЛ абсолютно новым. В прошлом году как законченное решение появился комплект оборудования и программного обеспечения для печати ортопедических стелек. Решение состоит из сканера стопы, программного обеспечения для формирования модели стельки, 3D-принтера для печати стелек и специального мягкого TPU-пластика, отлично подходящего для этой задачи. Это важный шаг для начала производства кастомизированной обуви, которая на мой взгляд будет преобладать уже в скором будущем на огромном обувном рынке.
Еще одним интересным примером можно считать 3D-печать слуховых аппаратов по индивидуальным меркам пациента, в данном случае фотополимерная 3D-печать идеально подходит для создания кастомизированных слуховых аппаратов, она дает только плюсы и не несет никаких рисков или потенциальных угроз.